АК БАРС СОЗИДАНИЕ
Много делай, мало говори, слово в СОЗИДАНИЕ претвори

Семья как объект социальной политики в РТ

Сегодня в сфере труда, занятости и социальной защиты населения Республики Татарстан реализуется ряд федеральных и республиканских целевых программ, таких как: «Дети России», «Дети Татарстана», «Профилактика правонарушений в Республике Татарстан», «Профилактика наркотизации населения в Республике Татарстан», «Программа организация отдыха, оздоровления, занятости детей и молодежи», «Программа улучшения условий и охраны труда» и др.

Кроме того, в республике активно разрабатываются и принимаются территориальные комплексные программы по вопросам социальной поддержки семьи, материнства и детства. Вместе с предоставлением социальных гарантий и льгот, предусмотренных федеральным и республиканским законодательством, реализация мероприятий муниципальных программ с привлечением различных источников финансирования позволяет комплексно решать актуальные проблемы семьи, материнства и детства.

Муниципальные программы охватывают широкий спектр проблем, в том числе – охрану здоровья матери и ребенка; занятость женщин, имеющих детей; организацию отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков; приобщение к спорту, культурным ценностям; предоставление дополнительных мер социальной поддержки семьям с детьми; профилактику наркомании и алкоголизма; др.

С целью повышения престижа материнства, отцовства, создания условий, благоприятствующих рождению и воспитанию детей, в республике подготовлен проект Комплексной программы демографического развития Республики Татарстан до 2010г. и на перспективу до 2030г., в котором нашли отражение такие подпрограммы, как «Стимулирование рождаемости», «Развитие института семьи».


Состояние доходов и уровень жизни семей с детьми

Главным ресурсом самообеспечения семей республики является реализация ими потенциала экономической активности.
Показателем, определяющим уровень жизни семей, прежде всего, является среднемесячный денежный доход на душу населения. За последние годы денежные доходы населения имеют стабильную тенденцию роста. Правительством республики принимаются меры по созданию условий для роста реальных доходов и снижения их дифференциации.

Вместе с тем, «серый» рынок труда представляет очень серьезную проблему. Эксперты, проанализировав ситуацию, посчитали, что бюджет республики теряет как минимум три миллиарда рублей в связи с тем, что люди, задействованные в этом сегменте рынка, не платят подоходный налог. Масштабы этого рынка сегодня немалые (13,8% от численности трудовых ресурсов Татарстана). Существование неформального рынка труда – нарушение трудового, пенсионного, налогового законодательств. Для борьбы с ним требуются совместные усилия органов исполнительной власти, контрольно-надзорных органов, общественных организаций.

Большое внимание уделяется проведению контрольных проверок в организациях – особенно в сфере малого и среднего предпринимательства по соблюдению работодателями трудового законодательства. Ведется разъяснительная работа через СМИ о необходимости законодательного оформления трудовой деятельности и социальных последствиях их отсутствия. Специалистами заинтересованных министерств и ведомств проводится разъяснительная работа среди руководителей, специалистов предприятий, индивидуальных предпринимателей и населения о применении норм действующего трудового законодательства, а также о последствиях «конвертных» форм оплаты труда.
Легализация доходов лиц, занятых на «сером» рынке труда, положительным образом влияет на реализацию их прав на социальное и пенсионное обеспечение, пополнение средств бюджета за счет поступления налогов.

Предоставление мер социальной поддержки семьям с детьми

В целях увеличения уровня доходов семьям, проживающим в Республике Татарстан, предоставляется ряд мер социальной поддержки, установленных на федеральном и республиканском уровне.

В соответствии с Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» выплачиваются:
пособие по беременности и родам;
единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
единовременное пособие при рождении ребенка;
ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» выплачивается компенсация части родительской платы за содержание ребенка в детском дошкольном учреждении, осуществляющем образовательную программу дошкольного образования:
- 20% размера внесенной родительской платы, фактически взимаемой за содержание ребенка, - на первого ребенка;
- 50% размера родительской платы - на второго ребенка;
- 70% размера родительской платы - на третьего ребенка и последующих детей в семье.

В соответствии с Законом Республики Татарстан «Об адресной социальной поддержке в Республике Татарстан» гражданам, имеющим детей в возрасте до 18 лет (в том числе и многодетным семьям), предоставляются следующие меры социальной поддержки:
- безвозмездное обеспечение детей первых двух лет жизни специальными молочными продуктами питания и смесями по рецептам врачей;
- безвозмездное обеспечение детей первых трех лет жизни лекарственными средствами, перечень которых устанавливается Кабинетом Министров Республики Татарстан;
- субсидия на питание обучающимся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального и среднего профессионального образования в размере 3,8 рублей в день на одного учащегося в период обучения.

Семьям, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Татарстан, выплачивается ежемесячное пособие на ребенка в возрасте до 16 лет (на учащегося общеобразовательного учреждения - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста 18 лет).

Дополнительно семьям, имеющим трех и более детей в возрасте до 18 лет, включая приемных, предоставляются:
- субсидия на приобретение лекарственных средств для ребенка в возрасте до 6 лет;
- ежемесячная субсидия на проезд учащимся общеобразовательных учреждений и учреждений начального и среднего профессионального образования до окончания ими обучения, но не более чем до достижения ими возраста восемнадцати лет;
- субсидия в размере 30% расходов на оплату жилья в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законодательством Республики Татарстан;
- субсидия в размере 30% расходов на оплату коммунальных услуг в пределах установленных нормативов потребления услуг для населения, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.

В целях обеспечения общественного признания и высокого уважения к женщине-матери Законом Республики Татарстан от 24.03.2004 № 25-ЗРТ «О государственных наградах Республики Татарстан» учреждена медаль «Ана даны - Материнская слава», которой награждаются матери, родившие и достойно воспитывающие (воспитавшие) пять и более детей. Награжденным медалью матерям выплачивается единовременное денежное вознаграждение из расчета одна тысяча рублей на каждого ребенка.

Государственная поддержка оказывается семьям с детьми при улучшении жилищных условий по социальной ипотеке. Семья, у которой после принятия на учет для приобретения жилья по социальной ипотеке рождается ребенок, получает материальную поддержку в размере 200 тыс. рублей, но не более стоимости неоплаченной части жилого помещения на момент рождения ребенка.

В целях обеспечения жилыми помещениями многодетных семей 18 декабря 2007 года принято постановление Кабинета Министров Республики Татарстан №732 «О мерах по обеспечению жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения», которым предусмотрена выдача сертификатов на получение субсидии на улучшение жилищных условий многодетным семьям, имеющим пять и более детей, зарегистрированных и проживающих с родителями и не образовавших свои семьи, нуждающимся в улучшении жилищных условий - исходя из федерального стандарта социальной нормы площади жилья на одного члена семьи (18 кв. метров на одного члена семьи), с учетом общей жилой площади, занимаемой многодетной семьей, и средней стоимости 1 кв. метра жилья, утверждаемой Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации на соответствующий период.

Вместе с тем, на улучшение жилищных условий могут быть направлены средства материнского (семейного) капитала. В Год семьи в Республике Татарстан установлены дополнительные меры социальной поддержки семьям с детьми: в соответствии с Указом Президента Республики Татарстан от 20.08.2008г. №УП-397 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей с детьми в связи с рождением одновременно трех и более детей» с 01.01.2009г. указанным семьям будет выплачиваться единовременное пособие в размере 10000 рублей на каждого ребенка и ежемесячное пособие в размере 1000 рублей на каждого ребенка в возрасте до полутора лет.

Кроме того, в настоящее время разработан и проходит стадию согласования проект Закона Республики Татарстан, предусматривающий внесение изменений в Закон Республики Татарстан от 08.12.2004г. №63-ЗРТ «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» в части установления дополнительных мер социальной поддержки семей с детьми с 1 января 2009 года в виде:
- ежемесячного пособия в размере 500 рублей на ребенка в возрасте до 16 лет (на учащегося общеобразовательного учреждения – до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста 18 лет), оба родителя которого (один – в неполной семье) являются неработающими инвалидами;
- ежемесячного пособия в размере разницы между прожиточным минимумом, установленным в Республике Татарстан, и доходом на члена семьи неполным семьям с детьми-инвалидами, где единственный родитель является трудоспособным неработающим лицом, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом;
- единовременной выплаты к началу учебного года в размере 1000 рублей учащимся общеобразовательных учреждений и учреждений начального и среднего профессионального образования из многодетных семей, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Татарстан.

Социальное обслуживание семьей и детей, находящихся в социально опасном положении

Одним из важнейших направлений социальной защиты населения является социальное обслуживание населения. Особая роль в выявлении кризисных жизненных ситуаций и предоставлении необходимых социальных услуг семьям и детям отводится учреждениям социального обслуживания семьи и детей. В настоящее время в системе Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан функционируют:
– 4 центра социальной помощи семье и детям
– 49 отделений социальной помощи семье и детям при Центрах социального обслуживания населения;
- 25 социальных приютов для детей и 2 социально-реабилитационных центра.

Наиболее актуальными вопросами обращаемости в социальные службы являются вопросы, связанные с экономической нестабильностью, семейным неблагополучием, социальным сиротством.

По причине семейного неблагополучия ежегодно около 2 тыс. выявленных детей помещаются в социальные приюты. Система деятельности учреждений позволяет органам социальной защиты населения реализовать комплекс мер по устранению причин детской безнадзорности, причин, ведущих к помещению детей на государственное обеспечение; проводить профилактическую работу с родителями, ведущими аморальный образ жизни; оказывать различные виды социальной помощи детям и родителям.

Для анализа и прогнозирования деятельности органов социальной защиты организован и ведется мониторинг социальной ситуации, дифференцированный учет семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в социальной поддержке.
С помощью компьютерной региональной системы регистрации малообеспеченных семей, прежде всего семей с детьми, ведется учет фактически полученных ими доходов и учета оказанной таким семьям адресной социальной поддержки. Из числа семей, находящихся в органах социальной защиты и подведомственных учреждениях социального обслуживания семьи и детей на учете по причине социально опасного положения, более 20% составляют многодетные семьи.

Следует отметить, что в динамике основных причин безнадзорности и беспризорности детей, состоящих на учете в органах социальной защиты, отмечается тенденция в уменьшении количества семей, находящихся в трудной жизненной ситуации (на 19,2%), с одновременным увеличением причин безнадзорности детей, связанных со злоупотреблением законных представителей детей, членов их семей алкогольными напитками, наркотическими средствами) (на 18,6%) и семейным насилием (0,6%).

Причины безнадзорности и беспризорности детей, состоящих на учете
в органах социальной защиты (К Вашему вниманию предоставляем показатели 2008 г.)
трудная жизненная ситуация 60%
(4075 детей) 40,8%
(2330 детей)
созависимость (алкоголизм, наркомания кого-либо из членов семьи) 35%
(2309 детей) 53,6%
(3060 детей)
детская алкоголизация, наркомания 4%
(300 детей) 4%
(228 чел.)
семейное насилие 1 %
(85 детей) 1,6%
(89 детей)

Наиболее актуальными вопросами обращаемости в учреждения социального обслуживания семьи и детей являются вопросы, связанные с экономической нестабильностью, семейным неблагополучием, социальным сиротством, низким уровнем жизни.
Важнейшим механизмом получения реальных результатов в разрешении многообразных социальных проблем семей с детьми и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, становятся разнообразные формы работы и технологии.

С целью обеспечения профилактики семейной и детской дезадаптации территориальными органами социальной защиты используются различные формы раннего выявления социальных рисков. Так, особое развитие получили модели мобильной социальной помощи, особенно для жителей села, труднодоступных и удаленных районов республики: бригадные выезды специалистов, проведение «Дней малых деревень», акций «Семья и дети», «Многодетная семья» с выявлением потребностей в социальных услугах семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, оказанием конкретной социальной помощи.

В учреждениях социального обслуживания семьи и детей успешно реализуется технология социального патронирования семей.

Основная задача организации социального патронирования семьи и детей, находящихся в социально опасной ситуации, - обеспечение безопасности и защиты детей. В первую очередь она включает активное вмешательство социальной службы в семейную ситуацию, изучение и выявление причин семейного неблагополучия, оказание многоплановой социальной поддержки, контроль за многими составляющими жизни семьи.

В зависимости от характера семейного неблагополучия в условиях социального патронажа ведется работа по социальной реабилитации семьи, в рамках которой каждой семье оказывается индивидуальная помощь и широкий спектр социальной поддержки – содействие в трудоустройстве, получении материальной помощи, лечении, оформлении необходимых документов, организация отдыха и оздоровления детей, др.

Политика в области занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы

Одним из основных направлений государственной политики в области занятости является создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В рамках мероприятий по содействию занятости в республике проводится постоянная работа по социальной поддержке семей безработных граждан, среди которых многодетные и одинокие родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов.

С целью расширения возможности трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, в июле 2006 года принят Закон Республики Татарстан «О квотировании и резервировании рабочих мест для инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите». В рамках данного закона на 2008 год для трудоустройства одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, зарезервировано 339 рабочих мест, на которые в настоящее время трудоустроено 252 чел. указанной категории граждан.

Кроме того, ежегодно органами службы занятости населения республики осуществляется трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет свободное от учебы время. Несовершеннолетним, направленным на трудоустройство через центры занятости населения, за участие во временных работах осуществляется выплата материальной поддержки за счет средств федерального и республиканского бюджетов. Реализация данного направления способствует профилактике беспризорности, безнадзорности среди несовершеннолетних и совершаемых ими правонарушений, позволяет приобретать трудовые навыки и оказывает влияние на повышение материального благосостояния малообеспеченных семей.

В целях профилактики молодежной безработицы, содействия несовершеннолетним гражданам в выборе профессии центрами занятости населения городов и районов Республики Татарстан оказываются бесплатные услуги по профессиональной ориентации.

С целью подготовки грамотных молодых людей, умеющих социально адаптироваться в современных условиях, обладающих высоким профессионализмом и мастерством, развитыми волевыми, физическими, интеллектуальными способностями, умеющих достигать поставленные цели в подведомственных Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан учреждениях профессионального образования проводится воспитательная работа с обучающимися.

Данная работа осуществляется в соответствии с Планами учебно-воспитательной работы на соответствующий учебный год по таким направлениям как: культурно-эстетическое развитие, морально-нравственное и половое воспитание, военно-патриотическое воспитание, охрана здоровья, профилактика правонарушений, трудовое и физическое воспитание, работа с родителями.

Охрана труда

Сохранение жизни и здоровья работающих женщин, как основы будущего поколения, в условиях сложной демографической обстановки является одним из направлений деятельности в области условий и охраны труда.

К сожалению, за последние годы наблюдается устойчивый рост количества работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, как в Российской Федерации, так и в Республике Татарстан.

В тоже время в республике немало делается, чтобы изменить ситуацию к лучшему, реализуются мероприятия в рамках республиканской программы улучшения условий и охраны труда. Проведены научно-исследовательские работы по улучшению условий труда работников сельского хозяйства, в частности при работе с пестицидами. В том числе разработана и успешно прошла промышленные испытания специальная защитная одежда «Агрохим» для работающих с ядохимикатами. Постановлением Правительства Республики Татарстан утвержден список производств, профессий и работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на котором запрещается прием на работу женщин в возрасте до 35 лет.

Подобные мероприятия позволяют улучшить ситуацию в создании благоприятных условий труда и сохранения здоровья граждан, что также способствует повышению качества жизни их семей.


Фотогалерея

Стратегический партнер:

АК БАРС Банк

Партнеры по реализации социальных проектов:

ПАО «Газпром» ОАО «РИТЭК» АО «Татспиртпром» АО «Татэнергосбыт» ПАО «Нижнекамскнефтехим» Фонд поддержки и развития научных и культурных программ им. Ш. Марджани АУДЭКС Ак Барс Мед Ак Барс Капитал Благотворительный фонд СИЛА В ДЕТЯХ Kukmara - производитель посуды Творческая школа Мастер-класс Стоматологическая поликлиника №9 Центр развития некоммерческих организаций Ак Барс Галерея Реацентр «Добрые руки» Межрегиональный центр неврологии речи Фонд помощи детям и подросткам в сиротских учреждениях

Информационные партнеры:

телекомпании ТНВ Общественная палата РТ Телерадиокомпания «Казань» Европа плюс Деловой квартал Где деньги