АК БАРС СОЗИДАНИЕ
Много делай, мало говори, слово в СОЗИДАНИЕ претвори

Социальные услуги: льготы или деньги?

«Цели, которые государство планировало достигнуть за счет реализации, в частности, программы ОНЛС, – увеличение продолжительности жизни, снижение уровня инвалидизации – не достигнуты, так как стремительно растет число льготников, которые предпочитают деньги бесплатным лекарствам. Государство выделяет огромные деньги на монетизированную выплату льготникам, которые отказались от льготного пакета, но эти деньги не работают на указанные цели» – данные аналитических агентств фармацевтической отрасли.

Объем финансирования программы ОНЛС для республики на текущий год утвержден на 24,6 млн.рублей больше чем в прошлом году. Кроме того, экономия по результатам проведенных аукционов на 2011 год составила 189,3 млн.рублей или 17,0% от общей суммы объявленных торгов (за 2010 год – 42,4 млн.рублей или 4,9% от общей суммы объявленных торгов). На сэкономленные средства дополнительно закуплены сердечно-сосудистые, противовирусные, противоопухолевые, антипсихотические, иммунодепрессивные, гормональные препараты, циклоспорины и др.

Норматив финансовых затрат на одного гражданина, имеющего право на получение набора социальных услуг, в 2011 году увеличен на 39 рублей (с 531 рубля в 2010 году до 570 рублей), в 2012 году планируется увеличение еще на 34 рубля (с 570 рублей до 604 рублей).

Впервые норматив финансовых затрат на одного льготника выше единовременной денежной выплаты при отказе граждан от набора социальных услуг в части лекарственного обеспечения (543 рубля в месяц).

В целях доступности лекарственной помощи населению увеличилось число специализированных аптечных учреждений со 158 до 160 (из них 120 аптек и 40 аптечных пунктов). Наряду с тенденцией роста льготных аптек наблюдается увеличение количества розничных аптек. В целом по Республике Татарстан с начала года общее количество аптечных учреждений увеличилось на 35 (на 2,7%).

Для выписки льготных рецептов в рамках ОНЛС определено 242 лечебно-профилактических учреждения. 5 249 врачей и 757 фельдшеров имеют право выписки льготных рецептов. Право выписки льготных рецептов есть у всех 1 799 ФАПов. Фельдшеры ФАПов должны максимально привлекаться к выписке льготных рецептов – это уровень муниципальной ответственности.

Вступивший с 01.09.2010 в силу Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» максимально приблизил лекарственную помощь сельскому населению, разрешив при наличии лицензии реализацию лекарственных препаратов населению фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами. Это положение будет способствовать улучшению лекарственного обеспечения отдаленных сельских поселений, в том числе льготных категорий населения. На сегодняшний день пролицензировано 90 обособленных подразделений медицинских организаций в 21 муниципальном районе Республики Татарстан.

Ранее работающая схема доставки лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения через фельдшеров ФАП продолжает действовать.

С начала года прирост граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг, составил 3,19% (со 107 424 человек до 110 848 человек). На 8% увеличился объем отпуска лекарственных препаратов федеральным льготникам по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, при том же уровне цен, а по многим позициям значительно ниже, чем в 2010 году. Это так же серьезный аргумент в разъяснительной работе среди граждан о необходимости набора социальных услуг. Уровень лекарственной обеспеченности федеральных льготников – 99,90%.

Выполнение лимита финансирования по итогам 7 месяцев 2011 года в целом по республике составило – 88,2 %. по г. Казани – 89,0%. Районы, у которых показатели лимита финансирования ниже среднереспубликанского, Лаишевский (77,6%), Тюлячинский (83,1%), Буинский (86,9%), Балтасинский (87,8%), и процент отказников по состоянию на 10.08.2011 выше среднереспубликанского показателя – 71,0%. Недоосвоение лимита финансирования отражается и на остатках лекарственных препаратов, находящихся без движения в аптечных учреждениях.

Министерством здравоохранения проводится постоянная работа по перераспределению товарных остатков лекарственных препаратов между районами республики. Максимально рассматриваются обращения медицинских организаций, так в I полугодии 2011 года рассмотрено положительно 92,7% обращений от общего количества обращений медицинских организаций.

Год от года количество отказников по республике растет, в программе остаются пациенты, которые нуждаются в дорогостоящих лекарственных препаратах. Проанализирован объем отпуска дорогостоящих лекарственных препаратов в разрезе городов и районов республики и отмечается рост количества «дорогостоящих пациентов». В среднем по республике по итогам 2010 года в сравнении с 2009 годом в 2 раза увеличился отпуск лекарственных препаратов на сумму от 50 до 100 тысяч рублей и на сумму от 100 до 500 тысяч рублей, в 1,1 раза – на сумму от 500 тысяч до 1 млн.рублей.
Увеличение количества отказников и увеличение доли «дорогостоящих пациентов» - отказ в оказании лекарственной помощи пациентам, получающих лекарства общего списка, и как следствие нарушение страхового принципа, на котором строится федеральная программа. Таким образом, программа дошла до критического уровня, когда рост количества отказников не позволяет ей нормально функционировать. Необходимо приложить максимум усилий для возвращения каждого отказника в программу.

2011 год был сложным, так как федеральное законодательство дало возможность гражданам до 1 апреля 2011 года изменить свое решение и вернуться в программу, которых необходимо было обеспечивать уже со следующего дня, если дата подачи заявления приходилась на последний день месяца. Своим правом воспользовались в основном «дорогостоящие пациенты». В адрес Министерства здравоохранения поступали обращения от больных и медицинских организаций республики по обеспечению вновь вернувшихся в программу. Существующая процедура закупа, временные затраты не позволяли оперативно обеспечить граждан необходимыми лекарственными препаратами. Несмотря на это, вопросы лекарственного обеспечения решались максимально, в индивидуальном порядке.

Сейчас несколько другая ситуация возобновления права на получение льготных лекарственных препаратов, до 1 октября предоставляется возможность и лечебным учреждениям скорректировать свои заявки, и есть время на проведение закупа.
По данным Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан по состоянию на 10.08.2011 года процент отказавшихся от набора социальных услуг в части лекарственного обеспечения составил 71,0% (по состоянию на 01.08.2011 – 70,9%). (Для сведения: на 2008 год - 69,7%, на 2009 год -69,6%, на 2010 год- 73,3%, на 01.04.2011 – 71,6%).

Наибольшие проценты отказавшихся от набора социальных услуг по состоянию на 10.08.2011 в части лекарственного обеспечения из присутствующих на совещании районах:
-Зеленодольском – 78,9% (выше среднереспубликанского показателя на 7,9%);
-Балтасинском – 77,3% (выше на 6,3%);
-Сабинском – 76,9% (выше на 5,9%);
-Лаишевском – 76,1% (выше на 5,1%);
-Дрожжановском – 74,9% (выше на 3,9%);
-Атнинском – 74,2% (выше на 3,2%);
-Буинском – 72,6% (выше на 1,61%);
-Тюлячинском – 72,0% (выше на 1,0%);
-Тетюшском, Высокогорском – 71,8% (выше на 0,8%);
-Пестречинском – 71,5% (выше на 0,5%).

Зеленодольский район «лидер» по количеству отказников на 2011 год и по состоянию на 01.04.2011. В Арском (70,8%), Кайбицком (69,7%), Апастовском (69,5%), Камско-Устьинском (67,9%), г.Казани (67,1%), Верхнеуслонском (64,9%) районах – процент отказников ниже среднереспубликанского показателя. Во всех из присутствующих районах произошло снижение процента количества отказников по сравнению с 01.04.2011: в Апастовском и Верхнеуслонском районах – на 2,0%, Высокогорском районе – на 1,8%, Тюлячинском районе – на 1,2%, Атнинском и Зеленодольском районах – на 0,8%.

Однако за 10 дней августа (с 1 августа по 10 августа) наблюдается динамика роста отказников: в Кайбицком районе – на 0,3%, Атнинском, Зеленодольском, Сабинском районах – на 0,2%, г.Казани, Лаишевском и Пестречинском районах – на 0,1%.

По присутствующим районам число поданных заявлений о возобновлении в части лекарственного обеспечения – 782. Наибольшее количество поданных заявлений о возобновлении г.Казани – 558, Арском районе – 87, Высокогорском районе – 30, Тюлячинском районе – 24, Дрожжановском и Зеленодольском районах – по 20, Тетюшском районе – 16.

Ни одного заявления о возобновлении в части лекарственного обеспечения по состоянию на 10.08.2011 в Балтасинском, Лаишевском, Кайбицком, Камско-Устьинском районах. Данный факт очень настораживает и говорит о недостаточной разъяснительной работе и отсутствии индивидуальной работы с пациентами.

Вопрос лечения граждан, отказавшихся от набора социальных услуг, в течение года на ответственности медицинских организаций и муниципальных образований. Конечно же, медицинские организации пролечат в стационарных условиях, но это один-два курса в год в рамках установленного стандарта. Но амбулаторное лечение требует постоянного применения лекарственных препаратов при хронических заболеваниях. Необходимо предусмотреть возможности выделения денежных средств в бюджете района для социальной поддержки отдельных категорий граждан, в том числе в части лекарственного обеспечения.

Мероприятия Министерства здравоохранения Республики Татарстан по обеспечению граждан республики набором социальных услуг.
1. Утвержден план работы по проведению разъяснительной работы о необходимости набора социальных услуг (приказ Министерства здравоохранения Республики Татарстан от 13.07.2011 № 969). Приказ доведен до медицинских организаций республики для использования в разъяснительной работе среди населения. Руководителям медицинских организаций поручено:
-организовать проведение разъяснительной работы;
-организовать дежурства врачей в отделениях Пенсионного фонда; проводить разъяснительную работу на приемах;
-разместить необходимую информацию в доступных местах;
-вести мониторинг отказников, в августе и сентябре информацию необходимо предоставлять в наш адрес еженедельно по вторникам.
В ряде районов приняты нестандартные методы работы с отказниками, которые на наш взгляд необходимо внедрить по всем районам:
-в МБУЗ «Елабужская ЦРБ» разработана форма информации о последствиях отказа от набора социальных услуг, с которой льготники знакомятся под личную подпись, форма вклеивается в амбулаторную карту;
-в МБУЗ «Актанышская ЦРБ» первично признанные инвалиды информируются об ориентировочной стоимости лечения одного пациента в год, страдающего хроническими заболеваниями.
2. Утвержден приказ по оценке эффективности деятельности медицинских организаций муниципальных образований Республики Татарстан в 2011 году (приказ Министерства здравоохранения Республики Татарстан от 15.03.2011 №332) – введен показатель количества граждан, отказавшихся от набора социальных услуг. Данный показатель влияет на оценку деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов (Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 20.12.2010 №1086).
3. Направлены обращения в адрес Глав муниципальных образований, главных специалистов Министерства здравоохранения Республики Татарстан, общественных организаций о проведении разъяснительной работы в целях недопущения социальной напряженности и необходимости набора социальных услуг.
4. На сайте Министерства здравоохранения РТ размещена информация о необходимости набора социальных услуг, памятка и видеоролики на русском и татарском языках. Памятка отправлена всем медицинским учреждениям. Видеоролики направлены для трансляции на телеканалы республики. Необходимо организовать аналогичную работу – создать положительные образы пациентов, организовать интервью врачей общей практики на местных радио и телеканалах, выступления на сходах в сельских поселениях, привлекая общественные организации. Ничто так не убеждает – как личный положительный пример.

Второй год проводится республиканский конкур среди журналистов.
Аргументация в работе с населением.
1. Законодательством Российской Федерации не предусмотрена возможность аннулирования заявления об отказе от лекарств в течение года. Право можно возобновить только по истечении целого года. В Министерство здравоохранения таких жалоб за 7 месяцев 2011 года поступило на 20% больше, чем за аналогичный период 2010 года.
2. Норматив финансовых затрат на одного льготника выше единовременной денежной выплаты при отказе граждан от набора социальных услуг в части лекарственного обеспечения.
3. Выписка льготных рецептов на лекарственные препараты не ограничивается определенной суммой.
4. Обеспечиваются не только по основному заболеванию, но и сопутствующим, включая симптоматическое лечение и для профилактических целей.
5. Уровень цен в 2011 году на льготные лекарственные препараты ниже уровня 2010 года. При отказе от набора социальных услуг больной вынужден будет покупать лекарственные препараты за собственные средства, с учетом оптовой и розничной надбавок.
6. Ориентировочная стоимость лечения одного пациента в год, отказавшегося от набора социальных услуг, составляет:
1. пациентов, страдающих онкологическими заболеваниями:
- рак молочной железы – до 1 299 000 рублей,
- рак легкого – до 944 000 рублей,
- рак предстательной железы – до 224 000 рублей,
- рак желудочно-кишечного тракта – до 1 141 000 рублей,
- рак почек – до 1 230 000 рублей;
2. пациентов, страдающих эндокринными заболеваниями:
- сахарный диабет I типа – до 35 683 рублей,
- сахарный диабет II типа – до 48 322 рублей,
- несахарный диабет (лечение десмопрессином) – 163 000 рублей,
- акромегалия (лечение октреотидом) – 683 241 рублей,
- преждевременное половое развитие – 155 642 рублей;
3. пациентов, страдающих аллергологическими заболеваниями:
- бронхиальной астмой – до 28 088 рублей;
4. пациентов, страдающих психическими заболеваниями:
- психические расстройства – от 6 672 до 206 088 рублей.

В этом году федеральным законом до 1 апреля 2011 года гражданам было предоставлено право изменить свое решение и вернуться в программу. И граждане сделали правильный выбор – это результат их доверия в гарантиях на получение лекарственной помощи. Наша общая задача - помочь гражданам республики принять правильное решение и выбрать натуральные льготы.

Министерство здравоохранения


Фотогалерея

Стратегический партнер:

АК БАРС Банк

Партнеры по реализации социальных проектов:

ПАО «Газпром» ОАО «РИТЭК» АО «Татспиртпром» АО «Татэнергосбыт» ПАО «Нижнекамскнефтехим» Фонд поддержки и развития научных и культурных программ им. Ш. Марджани АУДЭКС Ак Барс Мед Ак Барс Капитал Благотворительный фонд СИЛА В ДЕТЯХ Kukmara - производитель посуды Творческая школа Мастер-класс Стоматологическая поликлиника №9 Центр развития некоммерческих организаций Ак Барс Галерея Реацентр «Добрые руки» Межрегиональный центр неврологии речи Фонд помощи детям и подросткам в сиротских учреждениях

Информационные партнеры:

телекомпании ТНВ Общественная палата РТ Телерадиокомпания «Казань» Европа плюс Деловой квартал Где деньги