АК БАРС СОЗИДАНИЕ
Много делай, мало говори, слово в СОЗИДАНИЕ претвори

Менеджмент НКО: плюсы и минусы

Если говорить о менеджменте НКО, то я нахожу, что в последнее время общественный сектор в достаточной степени профессионализируется, и менеджмент (особенно в тех организациях, которые давно и прочно действуют) существенно улучшился по сравнению с предыдущими годами. Однако в массе своей НКО по-прежнему очень плохо управляются. 

В сущности, профессионализация НКО является следствием нескольких факторов. Во-первых, люди усиленно занимались самообразованием (в 1990-х в России действовало множество курсов для представителей общественного сектора, которые организовывали или финансировали иностранные фонды, но в последние пять лет эта система фактически свернута, обучающих программ осталось очень мало). Кроме того, повышение уровня менеджмента – следствие обострившейся конкуренции общественных организаций за получение тех или иных ресурсов. А эти ресурсы возросли не в последнюю очередь за счет активной грантовой политики государственных и муниципальных организаций. Поскольку там существует довольно жесткая форма заявки, то составление проектных заявок существенно дисциплинировало НКО, дало им новые знания. Ведь многие организации, особенно небольшие, не имели представления о том, что нужно рассчитывать бюджет, и живут в режиме «что-то достанем и потратим», не заглядывая вперед. Но организации, связанные, к примеру, с обслуживанием инвалидов, помощью бедным и пр., не могут не планировать свою деятельность. Проектная работа заставляет людей понять, из чего складываются доходы, из чего будут состоять расходы, установить, каковы возможные источники финансирования, и попытаться обратиться к ним. 

Очень плохой момент, влияющий на менеджмент негосударственных организаций, – то, что они не имеют стабильного финансирования. Причем речь идет не о финансировании программ, а о средствах на оплату труда персонала и поддержание собственной сети. На эти цели бизнес дает средства очень неохотно. В отсутствии средств на собственное существование организация не может быть сколько-нибудь устойчивой – ей надо платить за аренду помещения, телефонную связь и Интернет, платить зарплату постоянным сотрудникам. Поэтому все больше организаций занимаются оказанием коммерческих услуг. И если им удается успешно действовать на этом поприще, то подобные организации фактически перестают заниматься общественной деятельностью и превращаются в малые предприятия. 

Еще один плохой момент – недемократическое управление НКО. Такая структура, как попечительский или наблюдательный совет, фактически либо не существует, либо действует чисто формально, тогда как в других странах ему принадлежит ключевая роль в формировании ресурсов организации и их распределении. Как правило, руководитель организации фактически единолично определяет политику организации, ее формы и приоритеты деятельности. Подобный авторитаризм и закрытость управления – одна из главных причин низкого уровня доверия населения к НКО (по данным недавнего опроса, проведенного ВЦИОМ, о своем доверии НКО заявили всего 4% опрошенных – очень низкий уровень с учетом 600 000 зарегистрированных негосударственных организаций). Еще один тревожный симптом – по мере того, как доходы общественных организаций растут, они все меньше привлекают к участию в своей деятельности волонтеров. Сейчас подобной деятельностью занимается очень небольшое число НКО. Это удручающий факт, поскольку общественные организации должны максимально привлекать население к своей деятельности. Конечно, работа с волонтерами трудная и хлопотная, нужны специальные люди, работающие с этими добровольцами. Но, отказываясь от участия волонтеров, общественные организации лишают себя поддержки населения, создавая вокруг себя безвоздушную среду. 

Если же говорить о различных группах НКО, то из всех видов негосударственных организаций, которые мне известны, наилучший менеджмент именно в еврейских НКО. Отличительная черта этих организаций, на мой взгляд – умение организовывать совершенно разные категории работ в интересах благополучателей. Например, программы помощи старикам организованы таким образом, когда подопечный не поставлен в жесткий коридор с определенным для него небольшим набором услуг (что весьма оскорбляет человека), а имеет возможность выбора – обедать ли ему, к примеру, в благотворительной столовой или же получать обеды на дом. 

Когда я познакомилась с работой псковской еврейской благотворительной организации «Хэсэд Ицхак», то меня поразила одна деталь: пенсионер, получавший помощь от этой организации, одновременно становился ее волонтером и оказывал помощь другим подопечным этой организации. Помогая другим, он в то же время не ощущал себя недееспособным. 
Я приводила этот пример на своих семинарах для представителей общественного сектора, и людей очень интересовал данный случай, поскольку опыт такого рода универсален и может быть распространен на другие организации, работающие с подобной же аудиторией.




Бизнес – НКО – власть


Рассматривая взаимоотношения НКО и бизнеса, можно выделить следующие аспекты. Крупные корпорации жертвуют на масштабные проекты обычно по согласованию с властью, и в этом я ничего плохого не вижу. Если же говорить о более мелком бизнесе, то я, честно говоря, не знаю ни одного бизнесмена, который как-либо не поддерживал ту или иную социальную программу (если не деньгами, то товарами, услугами). Чем мельче бизнес, тем больше его владелец общается непосредственно с окружающей его средой, где живут его покупатели, и не участвовать в проходящих там социальных программах он не может. Но здесь есть некоторая печальная тенденция – средства, которые могли бы быть привлечены НКО, отвлекаются государственными и муниципальными структурами на какие-то местные нужды вроде починки крыши в школе. То есть средства, которые могли бы быть направлены в общественный сектор, используются для латания муниципальных дыр. Для власти это удобный способ, не прилагая особых усилий для пополнения бюджета, решать проблемы. Подобная добровольно-принудительная практика развращает и предпринимателей, привыкающих давать деньги на общественные нужды только тогда, когда им выкручивают руки. 

С другой стороны, я не могу не отметить, что в последние годы увеличилось и количество грантовых конкурсов для НКО, которые совместно проводят муниципальные и предпринимательские структуры. Вообще практика проведения грантовых конкурсов внедряется повсеместно. Регионы проводят различные конкурсы на местные темы. Это означает, в частности, что средства распределяются достаточно гласно и круг претендентов на них достаточно широк, в то время как ранее все было совсем не так. Процесс выделения ресурсов НКО начался и на федеральном уровне. В этом году по решению Президента государственная поддержка общественному сектору составит 500 миллионов рублей. Конкурс на половину этой суммы проводит Общественная палата РФ, на вторую половину – полпредства. Общественная палата будет рассматривать заявки на создание центров поддержки общественной активности в регионах и поддержку сетевых организаций. Полпредства же займутся поддержкой проектов местных НКО.

Источник: http://www.kehila.ru
Автор: Мария Слободская

Фотогалерея

Стратегический партнер:

АК БАРС Банк

Партнеры по реализации социальных проектов:

ПАО «Газпром» ОАО «РИТЭК» АО «Татспиртпром» АО «Татэнергосбыт» ПАО «Нижнекамскнефтехим» Фонд поддержки и развития научных и культурных программ им. Ш. Марджани АУДЭКС Ак Барс Мед Ак Барс Капитал Благотворительный фонд СИЛА В ДЕТЯХ Kukmara - производитель посуды Творческая школа Мастер-класс Стоматологическая поликлиника №9 Центр развития некоммерческих организаций Ак Барс Галерея Реацентр «Добрые руки» Межрегиональный центр неврологии речи

Информационные партнеры:

телекомпании ТНВ Общественная палата РТ Телерадиокомпания «Казань» Европа плюс Деловой квартал Где деньги