АК БАРС СОЗИДАНИЕ
10 лет. Вместе творим добро. Спасибо Вам, что остаетесь с нами!

Мысли и мнения о негосударственных пенсионных фондах

Минфин РФ предложил ограничить переход застрахованных граждан из одного негосударственного пенсионного фонда в другой, разрешив им менять НПФ не чаще одного раза в 5 лет. И только за пять лет до наступления у гражданина пенсионного возраста этот запрет будет снят. Законопроект опубликован на сайте министерства 15 марта, экспертные заключения к нему принимаются до 25 марта. Деловой еженедельник «где Деньги» предложил частникам рынка оценить предложенные нововведения.

По мнению авторов законопроекта, таким способом можно будет сделать более стабильными и предсказуемыми результаты инвестирования пенсионных средств, что поможет НПФ работать более эффективно. Пока же, по словам президента НАПФ Константина Угрюмова, даже крупные, наиболее стабильно работающие НПФ уступают в доходности другим инструментам. Например, в прошлом году самые лучшие результаты у НПФ не превышали 9,5-9,9%, в то время как банки давали по депозитам 10,5%, отметил глава НАПФ.
Напомним, что основной пакет поправок в пенсионное законодательство, касающихся деятельности НПФ, инвестирования пенсионных накоплений, гарантий их сохранности предполагается подготовить к лету.
Деловой еженедельник «где Деньги» предложил частникам рынка оценить предложенные нововведения.

1. К каким последствиям для рынка приведет запрет гражданам часто менять НПФ?
2. На какой срок оптимально «запирать» накопления граждан в одном НПФ?
3. Что мешает увеличить доходность НПФ?
4. Что нужно сделать, чтобы средства НПФ стали долговременным источником инвестирования в экономику России, как это происходит в других странах?
5. Какие тенденции на рынке НПФ, перспективы на 2013 год?

Сергей Сулимов
Начальник отдела развития продуктов управления активами ФГ БКС
1. Стабильность и определенность для управляющих, конечно, весьма привлекательна. Правда, до сих пор у большинства НПФ и УК не было проблем с резким оттоком клиентов. Пенсионные накопления — консервативные по поведению деньги. Практика показывает, что пока к клиенту не придет агент НПФ и настойчиво не попросит перевести счет из одного НПФ в другой, сам клиент в 99% случаев не предпримет никаких мер. Пока есть значительный рынок «молчунов», агенты НПФ будут работать в основном с ними, а не с клиентами других НПФ. Но в целом, с точки зрения НПФ и УК инициатива здравая.
2. С точки зрения клиента психологически крайне сложно отдавать свои деньги в управление на 5 лет без возможности менять управляющего, а еще памятуя об опыте ухода с рынка некоторых НПФ. Самые «длинные» депозиты сейчас — 3 года, а в ПИФы и ДУ инвесторы вкладывают, планируя обычно на год вперед, не более.
3. НПФ ограничены в инвестировании средств. Российский рынок акций и облигаций не в состоянии сейчас предложить истории в 30-40% годовых для пенсионных накоплений, как это было в 2006-2007 гг. Это, в принципе, нормально — структура активов не предполагает каких-либо агрессивных и рискованных инвестиций. Доходность же свыше доходности банковских депозитов на 2-4% и текущего уровня инфляции вполне достижима, вопрос в выборе УК, которая обеспечит качественное управление активами. Если проанализировать ТОП-10 УК по управлению портфелями пенсионных накоплений, то в последние 1-3 года они устойчиво показывают доходность свыше 10% годовых. Не все удерживаются на этих позициях, но у НПФ есть возможность ротации управляющих, допущенных к управлению активами НПФ, надо более активно и открыто пользоваться этим инструментом.
4. Для того чтобы средства НПФ стали долговременным источником инвестирования в экономику России, надо разрешить им инвестировать в долгосрочные проекты. Зачастую инфраструктурные инвестиции, венчурные проекты, прямые инвестиции не приносят доходности в первые же годы инвестирования, но требования регулятора и законодательства по обеспечению ежегодной безубыточности результатов деятельности НПФ конечно ставят крест на таких инструментах как объектах инвестиций.

Олег Киселев
генеральный директор СК «Ренессанс Жизнь», председатель совета НПФ «Ренессанс Жизнь и Пенсии»
1-2. Мы считаем, что эта мера сделает рынок более стабильным и предсказуемым. Качество работы с пенсионными накоплениями правильнее оценивать по итогам, как минимум, нескольких лет. У клиента НПФ будет возможность принимать более обдуманное решение. Поэтому, на наш взгляд, эта мера будет полезна для всех участников рынка, в том числе, и клиентов
3-4. На наш взгляд, необходимо сделать пенсионные накопления долгосрочным активом; изменить требования к негосударственным пенсионным фондам ежегодно фиксировать и разносить инвестиционный доход. Основной целью пенсионного управляющего должна быть максимизация доходности инвестированных средств именно в момент выхода на пенсию.
Кроме того, негосударственным пенсионным фондам нужно разрешить использовать различные стратегии инвестиций. Они должны зависеть от разных возрастных групп: например, консервативная, сбалансированная, агрессивная. Инвестиционная стратегия должна зависеть от возраста человека: чем моложе человек, тем более агрессивной, чем старше, тем более осторожной должна быть политика управления его пенсионными накоплениями.
И, наконец, необходимо расширить перечень инструментов инвестирования. По моему мнению, необходимо снизить рейтинг долгосрочной кредитоспособности на одну — две ступени для эмитентов ценных бумаг, а также расширить их перечень. Следует расширить перечень банков, в которых возможно размещать пенсионные накопления, путем, может быть, модернизации механизма доступа банков к управлению пенсионными накоплениями. И, конечно, как говорил неоднократно Президент России, следует создать возможность инвестирования в государственные инфраструктурные проекты. Именно в этом в полной мере реализуется потенциал длинных денег.
Еще можно применить такую меру, как пересмотр в большую сторону величины базы для начисления страховых взносов.
Другое решение — введение налоговых льгот. Но в России эта мера не будет очень эффективна, так как подоходный налог и так небольшой.
Ну и, конечно же, обязательно нужно обеспечить механизм сохранности накапливаемых средств — например, путем создания агентства по страхованию пенсионных накоплений, по принципу АСВ, так, как это уже реализовано в банковском секторе. Это решение уже активно обсуждается на уровне регуляторов.
5. На наш взгляд, темпы роста рынка, если и снизяться, то незначительно. Однако в долгосрочной перспективе последняя пенсионная реформа, скорее всего, замедлит рост рынка, окажет на него негативное влияние. Между тем, есть новости, которые внушают оптимизм. В частности, профессиональному сообществу, экспертам удалось убедить правительство рассмотреть возможность оставить право выбора между накопительной (накопительный элемент — 6%) и распределительной (накопительный элемент уменьшается в три раза до 2%) системой и после 1 января 2014 года.

Татьяна Спиридонова
руководитель регионального подразделения НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ» в Казани
Во многом принятие решения об ограничении перехода застрахованных лиц из одного НПФ в другой пятью годами будет иметь положительный эффект. Во-первых, это позволит гражданам более ответственно относиться к выбору страховщика по обязательному пенсионному страхованию, что, соответственно, снизит число спонтанных переходов, когда человек подписывает заявление о переводе накоплений в НПФ, до конца так и не понимая на каком документе он поставил свою подпись.
Второй момент — это доходность. У многих экспертов возникают опасения, что если НПФ не сможет показать в течение 5 лет конкурентноспособную доходность, то такое принудительное удержание клиентов в фонде неоправданно. Однако в том случае, когда фонд работает успешно, и его доходность из года в год превышает уровень инфляции, данное решение уже не кажется столь неоправданным. Более того, это искусственное ограничение играет на руку тем клиентам фонда, которые недостаточно хорошо ориентированы в финансовых вопросах. А их в нашей стране все еще большинство.

Ирина Ильина
финансовый директор НПФ ВТБ Пенсионный фонд
1. Предложение Минфина ограничить переход застрахованных граждан из одного негосударственного пенсионного фонда в другой, разрешив им менять НПФ не чаще одного раза в 5 лет, не решит проблему эффективности управления пенсионными денежными средствами полностью. Это полумера. Наравне с этим необходимо также отменить требование о ежегодной переоценке СЧА, осуществив привязку к соответствующему инвестиционному портфелю.
Мы считаем, что наличие единого инвестиционного портфеля в НПФ, не дифференцированного по возрастам застрахованных лиц ведет к сознательному ограничению инвестиционных возможностей в рамках действующей инвестиционной декларации из-за необходимости сохранения консервативной политики в интересах застрахованных лиц предпенсионного возраста.
2. Безусловно, возможность ежегодного перехода застрахованных лиц из одного фонда в другой не позволяет реализовать идею размещения средств пенсионных накоплений в долгосрочные проекты. Трех- или пятилетнее эмбарго на переход застрахованных лиц из одного негосударственного пенсионного фонда в другой явилось бы одной из мер, позволяющей фондам реализовать данную идею. Вместе с тем, определяя срок эмбарго, необходимо учитывать ряд других факторов, таких, как, например, доходность, показываемая фондом. Достаточно сложно будет объяснить застрахованному лицу, почему он обязан оставаться в фонде, результаты деятельности которого отрицательны.
3. Основные проблемы заключаются в том, что сегодня НПФы могут инвестировать в ограниченное количество ценных бумаг, а также в требовании регулятора о ежегодной рыночной оценке стоимости активов и фиксировании финансового результата.
4. Увеличение объема «длинных» денег благотворно повлияет на финансовый сектор и в целом на российскую экономику, и будет способствовать улучшению инфраструктуры. Кроме того, без них невозможно развитие полноценного фондового рынка, создание в Москве международного финансового центра, проведение крупных IPO. Во всем мире рынки капиталов построены на активах пенсионных фондов, которые также имеют возможность вкладывать деньги в инфраструктурные облигации. Мы поддерживаем их включение в список инструментов для инвестирования пенсионных средств. Только таким образом в России можно реализоватьмасштабные проекты по модернизации инфраструктуры страны. Поскольку инфраструктурные облигации — это «длинные» вложения, они интересны НПФам при условии обеспечения этих ценных бумаг государственными гарантиями, ведь прибыльность проекта приходится прогнозировать на много лет вперед. При этом крайне важна оценка будущего проекта, его экономическая эффективность.
5. Мы ожидаем, что в течение этого года увеличится переход граждан из Пенсионного фонда России в НПФы в связи с сокращением отчислений на накопительную часть трудовой пенсии «молчунов». С 1 января 2014 года россияне, которые не проявили никакого интереса к своим пенсионным сбережениям и остались в ПФР, будут копить на пенсию по-новому. Правительство предложило гражданам определиться с тарифом взноса на формирование накопительной части пенсии. То есть, оставить 6%, как сегодня, или снизить перечисления до 2%, тем самым направив большую часть страхового тарифа в солидарную часть, на выплаты текущих пенсий. Сохранят прежний размер отчислений на свой накопительный пенсионный счет клиенты негосударственных пенсионных фондов, которые своевременно перевели туда свои средства.

Дилюс Шавалиев
руководитель Центра повышения финансовой грамотности населения «Знак»
1. Финансовая система России до конца еще не сформировалась. В нашей стране недостаточно развит фондовый рынок, отсутствует культура долгосрочного финансового планирования, накопительного страхования жизни, инвестирования денежных средств. Исторически так сложилось, что пенсионные накопления — это, по сути, единственный сегодня инструмент долгосрочных инвестиций граждан. Главная причина в том, что в нашей стране не предусмотрена возможность получения этих денег до выхода на пенсию. Очевидно, что для более эффективного управления пенсионными накоплениями управляющая компания или негосударственный пенсионный фонд (НПФ) должны быть уверены, что средства клиента не «перетекут» к конкурентам, по крайней мере, несколько лет. Я думаю, что изначально данная государством гражданам возможность ежегодно менять НПФ была обусловлена не столько экономической целесообразностью, сколько необходимостью предусмотреть инструмент защиты от рисков мошенничества со стороны управляющих.
2. На мой взгляд, срок размещения средств граждан в том или ином НПФ не должен составлять менее трех лет. При этом будущим пенсионерам должна быть дана возможность самим договариваться с управляющей компанией о более длительных сроках размещения средств с возможностью получения дополнительного дохода от инвестирования в «длинные» инструменты. Но надо понимать, что управление пенсионными средствами происходит по консервативной стратегии — здесь важнее сохранить средства, чтобы не оставить людей без пенсии, нежели чем приумножить.
Другое дело — для чего именно государство намерено установить минимальный срок размещения средств в 5 лет. Дело в том, что большинство будущих пенсионеров (на конец 2012 года — более 50%) — это так называемые «молчуны», то есть люди, не изъявившие желание переводить свои пенсионные накопления в негосударственные пенсионные фонды. Их средствами — совокупно это свыше 1,5 трлн руб. — управляет государственная корпорация «Внешэкономбанк» (ВЭБ). Так вот, сразу после новогодних праздников премьер Дмитрий Медведев подписал распоряжение правительства, которое расширило полномочия наблюдательного совета ВЭБа. Теперь госкорпорация имеет право инвестировать средства пенсионных накоплений в инфраструктурные облигации и обеспечивать государственный оборонный заказ кредитными ресурсами. Таким образом, правительство рассчитывает увеличить долю пенсионных инвестиций в свои инфраструктурные проекты. При отборе конкретных проектов приоритет будет отдан развитию железнодорожной и энергетической инфраструктур Дальнего Востока и Восточной Сибири, усилению связи энергосистем европейской части страны с Сибирью и Дальним Востоком, развитию московского транспортного узла, а также интермодального и пригородного сообщения в городах проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году, созданию инфраструктуры для реализации госпрограммы по обеспечению доступным жильем, созданию инфраструктуры коммерческого учета, обеспечивающей полноценное функционирование оптового и розничного рынков электроэнергии. Таким образом, снизится нагрузка на бюджет. Ничего странного и страшного в этом нет — на Западе пенсионные накопления граждан вкладываются именно в долгосрочные инфраструктурные проекты. Увеличение срока размещения средств тем более необходимо, поскольку вскоре, как известно, поступления на накопительные счета упадут с 6% фонда оплаты труда до 2%.

Источник информации: http://www.g9e.ru/retail/article/1363716865/

Фотогалерея

Стратегический партнер:

АК БАРС Банк

Партнеры по реализации социальных проектов:

ПАО «Газпром» ОАО «РИТЭК» АО «Татспиртпром» АО «Татэнергосбыт» ПАО «Нижнекамскнефтехим» Фонд поддержки и развития научных и культурных программ им. Ш. Марджани АУДЭКС Ак Барс Мед Ак Барс Капитал Благотворительный фонд СИЛА В ДЕТЯХ Kukmara - производитель посуды Творческая школа Мастер-класс Стоматологическая поликлиника №9 Центр развития некоммерческих организаций Ак Барс Галерея Реацентр «Добрые руки» Межрегиональный центр неврологии речи

Информационные партнеры:

телекомпании ТНВ Общественная палата РТ Телерадиокомпания «Казань» Европа плюс Деловой квартал Где деньги